История Создания витража - Рукодельный форум "Все своими руками"

Форма входа


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная История Создания витража - Рукодельный форум "Все своими руками" Регистрация Выход Блог


[
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Рукодельный форум "Все своими руками" » Рукоделье » Псевдовитраж » История Создания витража (Витражи. История витражей. История создания витражей.)
История Создания витража
JKUBДата: Понедельник, 01.11.2010, 16:54 | Сообщение # 1
Любопытная
Группа: Рукодельница
Сообщений: 25
Награды: 0
Статус:
Я мама
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВИТРАЖА
Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass - в английском языке; Glasgemalde - в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин "vitrail", от которого происходит и наше название "витраж", содержит в своей основе латинское слово "vitrum", указывающее на предысторию этого вида искусства.

Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла" . Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.

Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: "Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы - в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".

Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики.

Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.

Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.

Во второй половине XIII века и далее - в течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается "штучность" витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.

Добавлено (01.11.2010, 16:54)
---------------------------------------------
Материал взят с сайта Витражи для Вашего дома. Студия витражей Тик.

Классический витраж. Классический наборной витраж. Паянный витраж.
Классические витражи - это самая старинная витражная технология. Первые письменные описания относятся к двенадцатому веку. Сегодня изготовление стекла является высокотехнологичным производством. Оно хорошо поддаётся обработке, стали доступны любые цветовые и фактурные решения.
Классические витражи набираются вручную, стеклянные детали скрепляются между собой свинцовым, латунным, медным или алюминиевым профилем. Широко используется патинирование под золото, серебро, старую бронзу. Роспись по стеклу представляет собой рисунок, наносимый на цельный кусок или фрагмент витража специальными красками. После этого стекло отправляется в печь, где происходит процесс спекания с краской. Такая краска не стирается, не тускнеет и не выгорает. Доказательством тому служат лики святых на витражах в средневековых храмах, выполненных в технике росписи, которая используется в случаях, когда в витражи необходимо <вписать> более сложный элемент, чем позволяет это сделать витражная техника, например портрет или какой-нибудь сложный узор. Роспись придаёт запечатлённым в стекле узорам рельеф и иллюзию объёма.
Классический наборной витраж представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. В классических витражах применяется силикатное разноцветное стекло. С древних времен для скрепления стекол в витраже использовался свинцовый профиль. Создается полноценное ощущение <старинного> мозаичного витража. Техникой классический витраж изготовлены витражи многих памятников архитектуры: старинные замки, в древних храмах, соборах, костелах.
Классические наборные витражи изготавливаются для мебельных фасадов, межкомнатных дверей.
Классические витражи изготавливаются из стекла, свинцовых протяжек, цветных и фактурных пленок, хрустальных элементов. Витражи, изготовленные по этой технологии, состоят из цельного стекла, а не из кусочков стекла. Это удобно и безопасно в эксплуатации. С помощью свинцовых протяжек, применяемых с обеих сторон листа стекла, качественного фактурного и цветного покрытия и хрустальных элементов. Создается полноценное ощущение <старинного> мозаичного витража.
Процесс создания классических витражей состоит из нескольких этапов. В начале создается рисунок витража, затем он адаптируется под соответствующую технологию, затем поступает на производство. На производстве по шаблону-рисунку выкладывает свинцовый рисунок витража. Кусочки цветного стекла вставляются в металлический профиль из свинца, места стыков профиля пропаиваются. Затем приступают к процессу нанесения цветных и фактурных покрытий. Если в витраже задуманы хрустальные элементы, то этот этап предшествует первой прокладке свинцовой жилки. Затем витраж обкладывается свинцом с обратной стороны. Именно в этой технике, которую принято называть классической, сделаны витражи в древних храмах, соборах и костелах. В настоящее время свинцовый профиль для изготовления витражей применяется очень редко, разве что для воссоздания интерьеров под старину.
Сейчас чаще используют классические витражи в латунном, медном и других жесткометаллических профилях. И это вполне обоснованно, т.к. латунь является более жестким материалом и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять.
Классические витражи используются для заполнения больших по объему пространств. При этом степень риска, что изделие со временем деформируется, сводится к нулю. Также классические витражи изготавливаются также для мебельных фасадов, межкомнатных дверей.
Недостатки: классический витраж хрупкий, рисунок всегда ограничен и не может иметь мелких или чётко очерченных деталей. Он очень дорогой и требует значительного времени на изготовление.

 
JKUBДата: Понедельник, 01.11.2010, 16:58 | Сообщение # 2
Любопытная
Группа: Рукодельница
Сообщений: 25
Награды: 0
Статус:
Я мама
Классический наборный витраж.
Прикрепления: 4138139.jpg(43Kb) · 7610991.jpg(187Kb) · 5074274.jpg(33Kb)
 
Рукодельный форум "Все своими руками" » Рукоделье » Псевдовитраж » История Создания витража (Витражи. История витражей. История создания витражей.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Рейтинг WomanTop
Бесплатный хостинг uCoz